Закрыть ✖


Продажа сайта

Данный домен и сайт, с социальной страницой продается !
Цена договорная!
Ваши предложения можете направлять на почту crash@eshor.ru


 
О проекте / Добавить новость / Реклама на сайте / Правила / Контакты
Религия и учения
Древние цивилизации
Вселенная и мы
Тайны человека
Измененные состояния
Практическая часть
Наука
Размер шрифта:

Происхождение рун

Происхождение рунИстоки рунического искусства, как и зарождение самих рунических символов, корнями уходят в древнейшие времена. Принято считать, что формирование первого германского рунического строя – Футарка – датируется первыми веками н.э. Действительно, это время можно считать временем, когда руническое искусство оформилось в том виде, в котором существовало потом в Северной Европе (хоть и не без изменений) до позднего средневековья. Однако истоки рунического искусства значительно древнее.

Несомненно, что самые первые знаки, начертанные человеческой рукой или вырезанные из кости и дерева, имели именно магический характер. Древнейшие памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н.э. Примерами таких памятников могут послужить руноподобные символы, начертанные охрой на мамонтовом черепе, найденном на Межиричской стоянке на Украине; знаки, высеченные на европейских скалах; «солнечные колеса», вырезанные из кости и обнаруженные на Сунгирской стоянке неподалеку от Владимира.

Уже среди столь древней графики мы можем обнаружить символы, которые стали праформами будущих распространенных магических знаков: свастики, креста, кельтского креста, колеса, некоторых рун и т.д. Постепенно эти символы собирались и накапливались, подвергались классификации и изменениям. Примерно к VI-V тысячелетиям до н.э. относится невиданный подъем культуры в Центральной Европе, сопровождавшийся мощным развитием ремесел и искусств, в т.ч. и искусств волшебных. От того времени до нас дошли глиняные фигурки божеств, великолепная керамика, остатки святилищ, храмов и поселений. Керамика этой культуры, обнаруженная на территории современных Румынии, Болгарии, Чехословакии, Венгрии, богата магическими изображениями, многие из которых следует, вероятно, считать прямыми предшественниками развития как рунического алфавита, так и неалфавитных европейских магических символов.

Еще позднее, в III-I тысячелетиях до н.э., сложившиеся ранее системы магических знаков стали понемногу превращаться в священные алфавиты, которые осмысливались в те времена именно как набор священных символов с присвоенными им фонетическими значениями, что позволяло использовать эти знаки для письма. Так возникли родственные финикийский и этрусский алфавиты, а позднее – греческий и латинский. Аналогичное происхождение имеет и руническое письмо, восходящее к алфавитам североиталийской группы – т.е. к алфавитам северных этрусков и италийских венетов.

С праобразом рун – североиталийским письмом – народы Центральной и, возможно, Северной Европы познакомились не позднее второй половины I тысячелетия до н.э. В 1812 году, во время раскопок близ Негау (Австро-Венгрия) было обнаружено более двух десятков бронзовых шлемов, датированных IV веком до н.э. Эти находки определяют переходный этап развития рунического искусства – этап трансформации италийских символов в северные руны. Дело в том, что надпись на одном из шлемов, выполненная алфавитом, переходным от италийского к руническому, по языку явно принадлежит предкам будущих скандинавов. Надпись транслитерируется как Harigast  i Teiva. Оба слова являются именами собственными, причем последнее Teiva чаще всего трактуется как вариант имени общегерманского бога войны и неба Тива (Тюра).

Вероятно, к середине II века н.э. был сформирован классический общегерманский рунический строй – Футарк. Первоначально он появился в Дании; примерно к III в. н.э. относится его распространение в остальной Скандинавии; к IV - V векам – на континенте. Футарк – не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы – атта (att). Каждый атт состоит из восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого аттаf, u, th, a, r, k,...  – этот строй и получил свое название – Futhark.

Никогда руны не оставались неизменными. В V веке н.э. руническое письмо и руническая магия пришли на Британские острова – вместе с германскими племенами англов и саксов. Британские маги и жрецы не удовлетворились Футарком и создали свой собственный рунический строй, являющийся переработкой и дополнением исходного. Эти руны (их 28) известны как ранние англо-саксонские. Позднее, к IX веку, был создан еще один англо-саксонский рунический строй, содержащий уже 33 знака – поздние англо-саксонские, или нортумбрийские , руны. Как и на Британских островах, в Скандинавии руны тоже постепенно менялись, но скандинавские жрецы пошли по обратному пути. Сохраняя для магических надобностей Футарк, они вырабатывали все новые и новые рунические алфавиты, применявшиеся почти исключительно как средство письменности. Так, первые переработанные алфавиты содержали 16 знаков, близких по начертанию к рунам Футарка, последние (XI - XII вв.) – 15 и меньше знаков, иногда не имеющих с Футарком ничего общего. Всего в Скандинавии было создано около десятка алфавитов: несколько в датском стиле и немного больше – в шведско-норвежском. Эти скандинавские переработки Футарка называют иногда Младшими Рунами.

Младшими Рунами выполнено огромное количество надписей на памятных камнях в Скандинавии. В абсолютном большинстве своем эти надписи датируются XI веком, не связаны с какой-либо магией и являются чисто мемориальными сооружениями.

С введением христианства и распространением латинского алфавита руническое письмо быстро потеряло свое значение основного средства письменности, хотя просуществовало после этого достаточно долго. Несмотря на откровенно воинствующий антиязыческий настрой набирающего силу христианства, вытеснить использовавшиеся в течение многих и многих веков рунические знаки оказалось далеко не просто. Более того, языческие руны проникли даже в христианский ритуальный обиход. Прекрасный тому пример – высеченная из светлого камня крестильная купель из церкви Бурсерюд в Смоланде.

На чаше этой купели, вытесанной как единое целое из блока песчаника и датируемой XIII веком, выбита надпись, выполненная классическими младшими рунами: «Аринбьерн сделал меня, Видкунн Священник написал меня, и здесь (я) буду стоять некое время».

Одним из важнейших направлений использования рун в позднее время стало, не считая чисто магических целей, создание рунических календарей. Распространены они были почти по всему северу континентальной Европы, а также в областях, соседних северным странам. В Норвегии эти календари называли primstav, в Дании - rimstok (от rim – «календарь» и stok – «палка»). В Скандинавии такие календари использовались до середины XIX в., в Карелии и северных районах России – значительно дольше.

В целом же прекращение использования рунических знаков как алфавита относится к XIV - XV вв. Однако руническая традиция оказалась чрезвычайно устойчивой, и отдельные случаи применения рун зафиксированы и гораздо позже. Так, в Скандинавии для мемориальных надписей и построения заклинаний руны использовались вплоть до XVI в., а на острове Готланд – еще и в XVII в.

Если же говорить о сугубо магическом использовании рунических знаков, то можно смело утверждать, что традиция рунической магии в полном своем объеме сохранялась, как минимум, до XI - XIII веков, в поврежденном и частично деформированном виде – до позднего Средневековья, а в качестве реликтов и «останцев» древней высокой магии – вплоть до текущего столетия.

 

По книге Э.Торссона «Северная магия»

 

5
0
1538

Добавить комментарий

Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
Введите два слова, показанных на изображении: *
 
 
Расширенный поиск